Правовые проблемы устойчивого управления природными пастбищами

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/JAPJ.2023.v105.i1.07

Аннотация

В стране, занимающей лидирующие позиции в мире по площади земель, до сих пор не встал на повестку дня земельный спор, в том числе вопрос рационального использования и охраны природных пастбищных угодий. Согласно официальным данным, в республике введено в эксплуатацию 94,3 млн га пастбищных угодий.

Только 36 процентов пастбищ используется для животноводства, а оставшаяся доля находится в числе свободных земель. Большая часть пастбищных угодий, которые не утилизируются, принадлежит юридическим лицам, то есть, по словам Президента, «латифундистам». Что касается пастбищных угодий, Президент Касым-Жомарт Кемелевич Токаев на расширенном заседании Правительства от 26 января 2021 года поручил государству вернуть пастбищные земли, перешедшие в собственность физических лиц, и служить на благо сельского населения.

20 февраля 2017 года принят Закон Республики Казахстан «О пастбищах» (далее-Закон). Закон направлен на развитие эффективного регулирования пастбищных угодий, в том числе на рациональное использование пастбищ и улучшение их инфраструктуры, предотвращение процессов деградации земель. Нормы, принятые в соответствии со статьями 13-15 закона и статьей 84 Земельного кодекса, предусматривают рациональное использование пастбищных угодий, направленных на удовлетворение хозяйственных потребностей, занимающихся животноводством.

Однако в законе имеется ряд недостатков, например, с 2015 года контроль за сельхозземлями относится к компетенции акиматов. Здесь, местные исполнительные органы должны заранее определить неосвоенные земли, но на практике местные исполнительные органы слишком пренебрегают контролем пастбищных угодий, принятые в соответствии со статьей 13 Закона нормативные правовые акты – планы по управлению пастбищами и их использованию официально в регионах не выполняются, носят поверхностный характер. Карты и схемы, представленные в планах, не содержат сведений, предусмотренных действующим законодательством. Внешние пастбищные угодья находятся в государственной собственности, однако жители не могут самостоятельно выпасать скот на эти участки. В соответствии с действующим законодательством предусмотрено совместное использование данного земельного участка, т. е. население объединяется, становится целым селом, производит стадо и ценит скот.

Нормы аграрного и земельного законодательства, имеющие место в механизме правового регулирования использования и охраны природных пастбищ, не в полной мере обеспечивают их рациональное использование и защиту в условиях перехода к «зеленой» экономике страны.

В статье автором усилены требования Закона Республики Казахстан «О пастбищах", в том числе в части составления, утверждения и практического применения планов по управлению пастбищами, и особое внимание уделяется исполнению статей 13, 15 указанного закона и подпункта 4-1) пункта 2 статьи 84 Земельного кодекса РК.

Авторами в статье усилены требования Закона Республики Казахстан «О пастбищах», в том числе в части составления, утверждения и практического применения планов по управлению пастбищами, и особое внимание уделяется исполнению статей 13, 15 указанного закона и подпункта 4-1) пункта 2 статьи 84 Земельного кодекса РК.

Ключевые слова: пастбищные угодья, животноводство, землевладение, сельское хозяйство, естественные пастбища, природные источники воды, юридическое лицо, латифундист.

Загрузки

Опубликован

2023-03-15

Выпуск

Раздел

ПРИРОДОРЕСУРСОВОЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО