Правовые категории, используемые при разрешении межкультурных вопросов в образовательном процессе (анализ ответов министерства просвещения Республики Казахстан на обращения граждан)

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/JAPJ.2023.v105.i1.04

Аннотация

Интернационализация образования представляет собой одну из насущных тенденций в области высшего и средне-специального образования в Республике Казахстан. Преподавание в межкультурной аудитории, несомненно, интересно педагогической новизной, но вместе с тем, оно открывает и сложные дидактические проблемы. Перед преподавателями встают новые вопросы о том, каким должен быть оптимальный баланс между различными языковыми и культурными правами в образовательном процессе с участием иностранных студентов. С теоретической точки зрения, знание ответов на эти вопросы представляет собой один из элементов межкультурной коммуникативной компетенции, об обладании которой преподавателями пишет авторитетный автор Дарла Дердорф.

Соответственно, целью статьи является определение и анализ того, какие ключевые категории права использует Министерство Просвещения Республики Казахстан при ответе на вопросы граждан о том, как должны разрешаться межкультурные противоречия в образовательном процессе.

Данная статья вносит вклад в теоретическое осмысление межкультурной коммуникативной компетенции за счет уточнения национального контекста правовых категорий, используемых при разрешении межкультурных вопросов в образовании в Республике Казахстан. Несмотря на то, что проводимый анализ относится к сфере основного общего и средне-специального образования, новизна этого исследования, построенного на анализе первичных данных, почерпнутых из полнотекстовых ответов национального министерства на вопросы граждан, неоспорима.

По результатам исследования пятнадцати полнотекстовых ответов на вопросы граждан, методом качественного контент-анализа документов, мы выделили несколько опорных правовых категорий, которые используются при разрешении межкультурных вопросов в образовании. Анализ этих категорий указывает на частичное соответствие современным теориям прав человека в межкультурной образовательной среде.

Ключевые слова: межкультурная коммуникативная компетенция; многообразие в образовании; языковые, культурные и религиозные права в образовании; равенство и недискриминация

Загрузки

Опубликован

2023-03-15

Выпуск

Раздел

КОНСТИТУЦИОННОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО