Высшее учебное заведение как основная платформа для противодействия коррупции

  • T. B. Zhumagazin Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, город Алматы http://orcid.org/0000-0002-3468-8072
  • O. N. Tlepbergenov Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, город Алматы http://orcid.org/0000-0001-8812-9113
  • N. I. Kairova Актюбинский региональный Университет им. К.Жубанова, Казахстан, город Актобе http://orcid.org/0000-0002-2134-1731
  • M. T. Dosumbekova Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, город Алматы http://orcid.org/0000-0001-6988-9600
  • M. U. Dosanov Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, город Алматы http://orcid.org/0000-0003-2413-919X

Аннотация

В статье предлагается определить нормы поведения не только должностного лица, но и других членов общества с целью поиска новых путей противодействия коррупции. Основная идея исследования заключается в борьбе с коррупцией не на уровне государственного служащего, а в то время, когда понятие коррупции находится еще в зачаточном состоянии, на этапе формирования сознания молодежи. То есть рекомендуется сосредоточить все усилия на учебных заведениях страны. По мнению автора, именно здесь еще можно повлиять на формирование человеческого сознания. Также отмечается, что особое внимание следует уделить формированию антикоррупционной культуры. В поисках ответа на этот вопрос автор изучил законодательство Республики Казахстан о противодействии коррупции, политические решения, а также передовой зарубежный опыт. Закон Республики Казахстан «О противодействии коррупции» от 2015 года содержит 14 мер противодействия коррупции, но 13 из них направлены на контроль, запрещение и ограничение определенных действий государственных служащих, и только одна мера направлена ​​на создание антикоррупционного поведения граждан, в том числе молодежи. По мнению автора, отношения между преподавателями и студентами выходят за рамки права. Свидетельством тому является отсутствие запретительной нормы, ограничивающей деятельность учителей и возлагающей ответственность за неформальное общение с учащимися, а также отсутствие правоприменительной практики привлечения их к ответственности. В связи с этим представлен российский опыт борьбы с коррупцией. В частности, уголовная ответственность за коррупцию для профессорско-преподавательского состава вуза наступает наряду с другими государственными служащими. Российское законодательство и правоприменительная практика признают преподавателей вузов субъектами коррупции. То есть преподаватели вузов несут уголовную ответственность за взяточничество, если получают подарок или деньги от студентов за сдачу экзамена. Кафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминалистики КазНУ им. аль-Фараби в рамках дисциплины «Правовые основы противодействия коррупции» среди студентов 1-го курса был проведен конкурс на лучший видеоролик по противодействию коррупции. Принято решение о введении в традицию Университета ежегодное проведение данного конкурса.
Ключевые слова: противодействие коррупции; формирование антикоррупционной культуры; отношения между преподавателями и студентами.
Как цитировать
ZHUMAGAZIN, T. B. et al. Высшее учебное заведение как основная платформа для противодействия коррупции. Вестник КазНУ. Серия Юридическая, [S.l.], v. 104, n. 4, p. 26-35, dec. 2022. ISSN 2617-8362. Доступно на: <https://bulletin-law.kaznu.kz/index.php/journal/article/view/2759>. Дата доступа: 01 feb. 2023 doi: https://doi.org/10.26577/JAPJ.2022.v104.i4.03.
Раздел
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА