Некоторые политико-правовые воззрения в учении аль-фараби
DOI:
https://doi.org/10.26577/JAPJ.2023.v106.i2.01Аннотация
Статья посвящена изучению важных государственно-правовых вопросов в политической, культурной и духовной истории, где имя философа аль-Фараби как личности и его бесценное наследие по праву занимает одно из ключевых мест. Социально-политические идеи аль-Фараби, безусловно, можно paсматривать как попытку спроектировать идеальное человеческое объединение, основанное на вселенской гармонии. Основной целью его, на наш взгляд, являлось бы достижение счастья в социуме, и именно так попытаться теоретически разрешить социально-нравственную проблематику своего времени.
Считаем, что обращение к творчеству знаменитого философа актуально для любого суверенного государства в мировом пространстве, особенно в силу происходящих в мире последних событий.
Основной акцент в научном исследовании сделан на анализе основных дефиниций, таких как общество, государство, власть, этика. Так, у аль-Фараби общество первично по отношению к государству, при этом государство, как и всякое общество есть единственно возможный для человека способ полноценного существования, базирующееся на нравственных и религиозных ценностях.
Свои политические и правовые размышления мудрый аль-Фараби определяет в рамках целостного философского миропонимания, к примеру, создать гармоничное общество, по нему возможно только через познание гармонии космоса и его составных частей (Первую, Вторую причины и Деятельный разум), а это позволяет открыть выход к вечному знанию.
Ключевые слова: добродетель, достижение счастья, этика, общество, невежественный город, коллективный город