Факторы, влияющие на формирование и развитие правового сознания в Республике Казахстан
Аннотация
В стaтье рaссматриваются некоторые вопросы влияния историко-политических факторов на формирование и развитие правового сознания в Республике Казахстан, а также проводятся практические исследования с целью выявления места права в системе ценностных ориентаций граждан Республики Казахстан. Правосознание не является феноменом, приобретенным от рождения, оно складывается длительно и постепенно. Формируется правосознание в результате взаимодействия личности в социуме и осмысления получаемых сведений. Правовое сознание формируется под воздействием различных обстоятельств, происходящих событий, конкретных условий жизни и разнообразных процессов, которые оказывают влияние на жизнь общества. В юридической науке принято факторы, влияющие на правовое сознание, классифицировать на следующие две группы: 1. Внешние (деятельность субъектов – творцов правового сознания). 2. Внутренние (индивидуальные особенности личности). Отметим, что процесс формирования правосознания невозможен без социализации личности, так как правовое сознание может быть сформировано только при наличии индивида в социальной среде и становлении отношений между ним и социумом. А.В. Мудрик обосновывает необходимость рассмотрения факторов социализации как особых обстоятельств или условий, оказывающих влияние на данный процесс. Он выделяет три группы таких факторов: макрофакторы (мир, страна, государство, общество), которые влияют на очень большие группы людей, в определенных странах влияние опосредовано двумя другими группами факторов. Мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых: по национальному признаку; по месту и типу поселения, в котором они живут; по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации. Мезофакторы влияют на правосознание человека как прямо, так и опосредованно через факторы третьей группы. Микрофакторы. К ним относятся обстоятельства, непосредственно влияющие на конкретных людей – семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание – учебные, профессиональные, общественные, религиозные организации (Mudryak, 2000). Ключевые слова: правовое государство, право, личность, правосознание, правовая культура, социализация.