Совершенствование системы защиты прав потребителей страховых услуг в Республике Узбекистан
DOI:
https://doi.org/10.26577/JAPJ.2020.v93.i1.18Аннотация
Статья посвящена защите прав и законных интересов страховщиков в услугах, предоставляемых
профессиональными участниками страхового рынка. Основная цель статьи – дальнейшее
совершенствование законодательных и нормативных актов, защищающих права и законные
интересы страховщика (потребителя), являющегося стороной договора в гражданско-правовых
отношениях, возникающих в сфере страхования. Предлагается внести изменения и дополнения
в действующее законодательство, регулирующее страховые услуги.
В статье исследованы актуальные вопросы защиты прав и законных интересов страховщиков
при оказании страховых услуг, профессиональными участниками страхового рынка. Предметом
проведенного исследования послужили нормы национального и зарубежного законодательства,
доктринальные мнения отечественных и иностранных ученых, судебная и правоприменительная
практика по защите прав страховщиков как стороны в договорах страхования. Основной целью
дальнейшего совершенствование законов и нормативно-правовых актов, защищающих права и
законные интересы страховщика (потребителя), являющегося стороной договора в гражданско-
правовых отношениях, возникающих в сфере страхования.
Предлагается внесение изменений и дополнений в действующее гражданское законодательство,
регулирующее услуги страхования, расширение прав страхователя путем регламентации
на свободу получения страховых услуг, информации о финансовой стабильности, не являющейся
коммерческой тайной, возможности одновременного страхования имущества, жизни в нескольких
страховых организациях (совместное страхование), назначения выгодоприобретателей
(физических или юридических лиц) для получения страховых выплат по договорам страхования,
возможности замены застрахованного лица или выгодоприобретателя, получение страхового
возмещения в пределах страховой суммы, указанной в договоре, при наступлении страхового
случая, предусмотренного договором страхования, требование компенсации за моральный вред и
получение его возмещения; получение страховой компенсации при некачественном обслуживании
страховой организацией в соответствии с Законом «О защите прав потребителей», обращаться в суд
за защитой прав в случаях, вытекающих из договора страхования, а также возложение следующих
дополнительных обязанностей страхователя, в том числе, предоставление достоверной и точной
информации по вопросам страховщика о случаях, которые будут определены до заключения
договора, уведомление страховщика о любом страховом случае, обеспечение страхователем сохранности застрахованного имущества в период действия договора страхования и др.
Ключевые слова: страхование, договор страхования, страхователь, страхование от убытков,
права и обязанности страхователя, защите прав потребителей, страховые организации, доходы
страховых компаний, аджастер, актуари.