Проблемы повышения правосознания казахстанского общества

Авторы

  • S.A. Sartaev
  • M.Zh. Kalshabayeva
  • A.A. Otynshiyeva

DOI:

https://doi.org/10.26577/JAPJ.2019.v91.i3.01

Аннотация

В стaтье рaссмoтрены некоторые вопросы влияния историко-политических факторов на формирование и развитие правового сознания в Республике Казахстан, а также для выявления места права в системе ценностных ориентаций граждан Республики Казахстан авторами были проведены практические исследования. Правосознание не является феноменом, приобретенным от рождения, оно складывается длительно и постепенно. Формируется правосознание в результате взаимодействия личности в социуме и осмысления получаемых сведений. Правовое сознание формируется под воздействием различных обстоятельств, происходящих событий, конкретных условий жизни и разнообразных процессов, которые оказывают влияние на жизнь общества. В юридической науке принято рассматривать факторы, влияющие на правовое сознание, в виде двух групп: 1. Внешние (деятельность субъектов – творцов правового сознания). 2. Внутренние (индивидуальные особенности личности). Отметим, что процесс формирования правосознания невозможен без социализации личности, так как правовое сознание может быть сформировано только при наличии индивида в социальной среде и становлении отношений между ним и социумом. А.В. Мудрик обосновывает необходимость рассмотрения факторов социализации как особых обстоятельств или условий, оказывающих влияние на данный процесс. Он выделяет три группы таких факторов: макрофакторы (мир, страна, государство, общество), которые влияют на очень большие группы людей, в определенных странах влияние опосредовано двумя другими группами факторов. Мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых: по национальному признаку; по месту и типу поселения, в котором они живут; по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации. Мезофакторы влияют на правосознание человека как прямо, так и опосредованно через факторы третьей группы. Микрофакторы. К ним относятся обстоятельства, непосредственно влияющие на конкретных людей – семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание – учебные, профессиональные, общественные, религиозные организации. В стaтье рaссмoтрены некоторые вопросы повышения правосознания в Республике Казахстан, а также рассмотрены проблемы правового всеобуча, коррупции и обеспечения верховенства закона современного казахстанского общества.

Загрузки

Опубликован

2019-11-28

Выпуск

Раздел

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА